ВЫЯВЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯСТАТЬЯ

ФГОС – это необходимый для современного отечественного образования документ, который был составлен с учетом глубокого анализа и синтеза накопленного профессионального опыта современных перспективных тенденций развития отечественного и зарубежного образования. Отличительная черта ФГОС в том, что в его основу заложены не предметные, а ценностные ориентиры.

Структурным элементом старых образовательных стандартов был предмет (дисциплина). Структурным элементом образовательных стандартов третьего поколения, основанных на компетенциях, становится образовательная область, представленная в виде профессиональных модулей, предназначенных для освоения конкретных видов профессиональной деятельности. В свою очередь структурными элементами профессиональных модулей становятся профессиональные и общие компетенции, совокупность которых в каком-либо виде профессиональной деятельности рассматривается как интегральный показатель качества ее освоения.

Компетентностный подход не является совершенно новым для российского образования. Ориентация на освоение умений, обобщенных способов деятельности была ведущей в работах отечественных педагогов В. В. Краевского, Г. П. Щедровицкого, В. В. Давыдова и их последователей.

В отличие от терминов «знание», «умение», «навык» понятие «компетенция» имеет:

Список использованных источников

Формирование информационной компетентности школьников в условиях современной цифровой образовательной среды

Заместитель директора по УВР, учитель начальных классов

МБОУ «Никифоровская СОШ №2»

р.п. Дмитриевка  Никифоровского района

С 2016 года наше образовательное учреждение перешло на электронные журналы успеваемости, что открывает широкие возможности для открытости образования и лучшей коммуникации с учащимися и родителями.

Мы считаем, что эффективную информационную среду современной школы  характеризуют не  столько уровень компьютерной и  мультимедийной оснащенности,  сколько уровень применения информационных и телекоммуникационных технологий  и степень включения всего коллектива школы в единое информационное пространство. В связи с этим  главная цель информатизации – обеспечить повышение качества образования за счет широкого использования информационных ресурсов и компьютерных технологий и  формирование и развитие информационной культуры всех участников образовательных отношений (учащихся, педагогов, родителей).

Неоспоримым является тот факт, что только ИКТ — компетентный учитель может вырастить ИКТ — компетентного ученика.

Что же включают в себя  информационные компетенции?

Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации.

Последние изменения  в Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (2017 г.) делают акцент на цифровые технологии.  Не случайно Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвержден приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (протокол от 25 октября 2016 г. 9).

Каким же образом в МБОУ «Никифоровская СОШ №2» происходит формирование информационной компетентности школьников в условиях цифровой образовательной среды?

Можно выделить несколько разнообразных  видов  деятельности учителя, направленных на решение данной задачи.

1. Работа с учебником

Это первое, с чего стоит начать. Часто  причиной неуспеваемости ученика является неумение пользоваться материалом учебника, находить главное, отбрасывая второстепенное.  И здесь учитель должен грамотно организовать работу  по изучению нового материала. Можно  предложить следующие виды работ:  заполнить таблицу, составить схему, подготовить вопросы для одноклассников, найти определение, описание, даты и т.д.

Создание сообщений, презентаций, буклетов и др. с помощью компьютера

Является в нашей школе наиболее распространенным и определяется умением работать в различных компьютерных программах. Для создания данных творческих продуктов  учащиеся могут использовать текст, иллюстрации, графические схемы, видео- и аудиоматериал.  Информация, полученная через различные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше, согласно теории ассоциативного запоминания.

3. Использование ресурсов интернет для практических занятий   Большие возможности для развития информационных компетентностей школьников содержат в себе цифровые образовательные ресурсы Интернет, где содержится богатый материал по любому из предметов.  Список этих ресурсов известен каждому учителю-предметнику.

ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог ЭОР для учителей-предметиков

Российский образовательный портал. Коллекция ЦОР

4. Обучение с использованием дистанционных технологий.

(ДО) — взаимодействие  учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий  или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

В нашей школе подобное обучение получают дети с ОВЗ и дети-инвалиды.

Компьютерный контроль и самоконтроль знаний. Один из эффективных способов — обучающее тестирование. Данная деятельность предполагает индивидуальную работу каждого ученика с компьютерной программой, предложенной учителем. Учащийся получает возможность работать в удобном ему темпе и обращать особое внимание  на  те вопросы темы, которые вызывают затруднения именно у него. А учитель проводит индивидуальную работу с теми учащимися, кто нуждается в помощи.

Такой вид работы  в условиях нашей школы возможен только в компьютерном классе.

6. Проектная деятельность

Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов:1. Формируются и отрабатываются: — Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации;- Навыки публичного выступления (ораторское искусство);- Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде;- Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи;- Умение работать в группе, в команде;- Умение  работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение;2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше — программы, которые помогают лучше представить свою работу.5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

7. Участие в онлайн-уроках. С недавнего времени это стало обязательной частью образовательной программы школы. Наши учащиеся становятся слушателями, а иногда и активными участниками трансляций, проводимых на портале  единыйурок.рф,  Проектория,   финансовой грамотности) и др.

8. Использование компьютера во внеурочной деятельности.  Это, прежде, всего, участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах. Наиболее востребованные среди наших педагогов и учащихся – это мероприятия, проводимые на образовательных  порталах Учи.ру,  InternetUrok.ru, Фоксфорд и др.

В век информационных технологий особой популярностью стали пользоваться  образовательные квесты.  (в переводе с английского языка) — продолжительный целенаправленный поиск, связанный с приключениями  или игрой.  Для осуществления этого поиска используются информационные ресурсы Интернета.  В чем польза квестов? Они учат детей и взрослых работать в команде, искать нужную  информацию, осваивать новые интернет-сервисы, например, такие, как Web2.0, развивают творческое и аналитическое мышление.

Учащиеся   нашей школы принимали  участие  во многих межрегиональных квестах, таких,  как «Дороги, которые мы выбираем» , «Музеи России»,  «Соседи по планете», «Я в гости к Пушкину спешу», «Веб-рафтинг», «Профинанс или как жить с умом» и др.  Практически во всех  квестах  наши команды показывали хорошие результаты, становилась призером  и  победителем.

Помимо этого, компьютер — неотъемлемая часть при подготовке школьных вечеров и концертов, это поиск фонограмм, монтаж видеороликов, размещение анонсов и  информации  о проведенных акциях в социальных сетях.

9. Использование цифровых ресурсов и платформ  на российском рынке.

В 2018 году мы стали пользователями онлайн-платформы   «Мобильное электронное образование (МЭО)». Здесь можно найти   всё необходимое для организации и управления образовательной деятельностью: онлайн-курсы с 1 по 11 класс, подготовка к ОГЭ/ЕГЭ, инструменты персонализации,  мониторинга и оценки результатов, проектная деятельность, подсистема коммуникаций: чат,  видеоконференция и многое другое. Привлекательная  подача материала и разнообразие заданий, стимулируют познавательный интерес учащихся и способствуют формированию информационной  компетентности.

Читайте также:  Промокод для школьного портала

10. Использование ресурсов школьного ИБЦ

Школьные библиотеки — центры работы с информацией. В 2018 учебном году наша школа стала участницей проекта «Создание сети информационно-библиотечных центров»,  в рамках которого получила возможность подключиться бесплатно электронной библиотеке учебной и художественной литературы «ЛитРес. Школа». Каталог электронных книг содержит программные произведения с 1 по 11 классы, произведения патриотической направленности, а также литературу для внеклассного чтения.

11. Цифровые технологии в управлении школой

Внутренний документооборот школы не исчерпывается ведением только электронных журналов. С 2019 года это и автоматизированная система учета оплаты за питание, дополнительное образование, всевозможные отчеты и статистические данные, составляемые в  онлайн-режиме. Это регистрация на портале госуслуг для проведения аттестации педагогических работников, электронные формы регистрации для проведения ВПР, итоговых собеседований, мониторингов и многое другое.

Информационно-коммуникационные технологии – важная и неотъемлемая составляющая современного образования, но является  её вспомогательным элементом, а не основным. Работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована, и ни в коем случае ни заменять живого общения. Тем не менее, эффекты от создания цифровой образовательной среды в школе очевидны.

Как считает Михаил Кушнир, советник Лиги образования:

Формирование ключевых компетенций учащихся.

“Главным ресурсом развивающего общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно”.

Наверное, каждый педагог в своей практике сталкивался с ситуациями, когда учащийся:

— получает задание, но, прочитав его, не может понять, в чем его суть;

— не может применить определенный набор знаний (фактов), которым он обладает, к решению конкретной задачи и теряется в нестандартной ситуации;

— при выполнении коллективного задания не может согласовать свою позицию и действия с действиями других и т.д.

Введение понятия “компетенций” в нормативную и практическую составляющую образования обозначило проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций:

— извлекать главное из прочитанного или прослушанного,

— точно формулировать свои мысли, высказываться по заданной теме,

— сотрудничать с другими при выполнении общего задания,

— планировать свои действия, оценивать полученный результат,

— предлагать различные варианты решения задачи и выбирать наилучший, принимая во внимания различные — критерии,

— самоорганизовываться и т.д.

Выпускник школы, обучение в которой было нацелено сугубо на передачу знаний, оказывается не готовым к самостоятельной и ответственной работе в конкретных трудовых или учебных ситуациях и учению на протяжении жизни.

В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то очень важному? Один из предлагаемых путей решения данной проблемы — компетентностный подход. Компентностный подход в образовании сегодня — это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию жизни. Последние десять  лет эта тема широко обсуждается на разных уровнях.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. Конкурентоспособность на таком рынке труда во многом зависит от способности человека приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Что будет с обществом в середине XXI века, трудно представить. А нынешним детям жить в это время. Мы должны готовить учеников к жизни, поэтому нужно воспитывать в них готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться. Соответственно принципиально меняются и цели образования. Отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Он присутствует в государственном образовательном Стандарте второго поколения.

Особенности компетентностного подхода в образовании.

Под результатом образования в этом документе кроме знаний, умений и навыков понимаются и компетентности. Появление нового результата образования ни в коей мере не предполагает отрицание старых традиционных результатов. Напротив, компетентность рассматривается как некий интегрированный результат, включающий в себя все традиционные результаты образования.

Рассматривать вопрос формирования компетентностей необходимо начать  с определений:

Компетенция – Это определённая область (сфера) окружающей действительности или деятельности.

Например: образовательная компетенция учащихся, педагогическая компетенция учителя, медицинская компетенция врача и т.д.

Способность, умение (или потенциал) осуществлять действия в этой области или различных областях окружающей действительности на основе опыта, имеющихся знаний, постоянного самообразования называется компетентностью.

Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией.

1.      Ключевые, включают (работа с числом, коммуникативная, информационные технологии, самообучение, работа в команде, решение проблем, быть человеком).

2.      По видам деятельности (трудовая, учебная, коммуникативная, профессиональная, предметная, профильная)

3.      По сферам общественной жизни (бытовая, гражданско-общественная, в искусстве, культурно-досуговая, в физкультуре, спорте, в образовании, в медицине, в политике и т.д.).

4.      В отраслях общественных знаний (в математике, физике, в гуманитарных науках, в обществознании, в биологии).

5.      В отраслях общественного производства.

6.      По составляющим психологической сферы (когнитивная, технологическая, мотивационная, этническая, социальная, поведенческая).

7.      В областях способностей (в физической культуре, умственной сфере, общественные, практические, исполнительные, творческие, художественные, технические, педагогические, психологические, социальные).

8.      В областях по ступеням социального развития и статуса (готовность к школе, компетентности выпускника, молодого специалиста, специалиста – стажёра, руководителя).

Как видите компетентностей достаточно много, но как вы заметили, что среди них выделяют ключевые (основные).

Это наиболее общие (универсальные) культурно-выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Они приобретаются в результате опыта успешного применения полученных в образовательном процессе умений.

I. Ключевые компетенции (автор Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва)

Основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании (по А. В. Хуторскому) являются следующие:

Компетенции личностного самосовершенствования

Ценностно-смысловая компетенция — это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. При проведении урока учитель стремится к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития этого вида компетентности применяются следующие

Особенно эффективно данный вид компетенции развивается при решении нестандартных, занимательных задач, а также при проблемном способе изложения новой темы, проведения  мини-исследований на основе изучения материала.

Читайте также:  АВТОРИЗУЙТЕСЬ НА ШКОЛЬНОМ ПОРТАЛЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.

Информационная компетенция — при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции также обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

При планировании информационного поиска ученик ищет необходимую информацию, привлекая дополнительные источники. Мы часто даем такие задания, для выполнения которых необходимо привлечь Интернет, справочники, словари, энциклопедии и  т.д. Например, при изучении темы по окружающему миру « Земля в космосе», учащимся необходимо прибегнуть к различным источникам информации, чтобы узнать о планетах солнечной системы.

Урок окружающего мира  по теме: «Органы чувств человека». Итогом этой темы должно быть выполнение творческого задания — составить памятку «Как сохранить здоровыми органы чувств». Ребята разбились на команды, каждая выбрала соответствующий орган чувств человека и результат- разработанную памятку представила классу. Знания, которые они получили на уроке, применили в разработке памятки. Вот такие правила предложили ребята одной из групп, составив памятку «Как сохранить зрение»:• книгу надо держать на расстоянии 30см от глаз;• телевизор можно смотреть не более 1 часа в день, располагаясь не ближе двух метров от экрана; • заниматься у компьютера нужно не более 30минут в день, делая зарядку для глаз, которую мы делаем в классе на уроках;• нельзя читать лежа;• есть больше ягод черники и морковь.

Формировались такие компетенции, как коммуникативные – умение представить классу итог проделанной работы, работать в группе, ответить на вопросы своих товарищей; информационные – для составления памятки необходимо было поработать с разными источниками информации, такие как энциклопедии, книги. Необходимо было отобрать, систематизировать, выделить главное в том потоке информации, которую нашли ученики. Учебно-познавательные — само задание уже носит познавательный, творческий характер; социальные – надеемся, зная, что органы чувств человека нужно беречь, ученики поведут здоровый образ жизни, ответственнее будут относиться к своему здоровью, не смогут физически обижать товарища. Коммуникативная компетенция — это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, слушании. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами речевой деятельности как необходимое условие общения. Формируются эти навыки на уроках русского языка и литературного чтения.

Коммуникативная компетенция — это создание различных текстов (сочинений, сообщений), публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах. Чаще всего все они совмещаются на уроке.

Приведем примеры такой работы . Класс делится на группы. Каждой из них даётся задание: создать диалог и выступить с ним (можно в игровой форме). Погружаем учеников в реальную жизненную ситуацию: ты позвонил по телефону другу, чтобы договориться с ним о встрече. К телефону подошёл либо друг, либо его родители, либо незнакомый человек (если ты ошибся номером). Поговори с ними, соблюдая необходимые нормы этикета. Учащиеся работают в группах, затем представляют результаты своей работы, выступая перед одноклассниками.

При изучении тем по культуре речи необходимо составить диалоги: разговор с продавцом в магазине, с врачом в больнице, с кондуктором в автобусе и т.д. Учащиеся представляют работу в виде публичного выступления.

Когда ученики при выполнении задания оказываются в реальной жизненной ситуации, это повышает их мотивацию к учению.

На уроке литературы моя цель не только научить читать, но и научить грамотно,  выражать свои мысли, уметь высказать свою точку зрения после чтения произведений, ответить на вопрос: «Какие уроки можно извлечь из прочитанного? Какие мудрые мысли ты сумел «прочитать между строк» в произведении?».

Социально-трудовые компетенции — означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Компетенции личного самосовершенствования. С целью формирования данной компетенции учителем применяется такой вид деятельности на уроках, как выполнение заданий с «лишними данными» (четвертый — лишний).

С целью развития данного вида компетенций учителем используются задания на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки выполнения каких-либо упражнений. Такая проверка требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них. Например, иногда при проверке ответы не сходятся. Ищут ошибку. Так дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и логикой учителя. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке, развитие навыков критического отношения к результатам, проверка соответствия полученного ответа всем условиям заданий.

Необходимо еще раз сделать ударение на главной особенности компетентности как педагогического явления, а именно: компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния.

Таким образом, ключевые компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Перечень ключевых компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе:

Уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала.

Читайте также:  войти в школьный портал через логин и пароль московской области как родитель

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей

С этой точки зрения цели школьного образования в следующем:

·         научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;

·         научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы;

·         научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы;

·         научить ориентироваться в мире духовных ценностей;

·         научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;

·         научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности;

·         научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального

Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует.

Потенциал, например, продуктивных методик и технологий очень высокий, и реализация его влияет на достижение такого результата обучения, как компетентность.

Выделяют основные задачи:

– создание условий для развития и самореализации учеников;– усвоение продуктивных знаний, умений;– развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.

Чем же должен руководствоваться учитель для их выполнения? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила:

Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

1.      На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

2.      Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.

3.      Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

4.      Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

5.      Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

6.      Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

7.      Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение.

8.      Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

9.      В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

10.  Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

11.  Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.

12.  Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.

13.  Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

14.  Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то,  условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.

Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах — все это способствует формированию ключевых компетенций и на этом бы я хотела остановиться подробней.

Формирование ключевых компетенций ученика через внеклассную и проектную деятельность.

Чаще всего учитель одновременно является и предметником, и классным руководителем. Формируя учебные и воспитательные цели, мы нередко создаем независимые друг от друга учебные и воспитательные программы.

Перед учениками и учителями возникает проблема выбора: усилить подготовку к урокам, предметным неделям и олимпиадам или принимать участие в творческих конкурсах по плану воспитательной работы. Приоритетной в большинстве случаев считается исключительно учебная деятельность.

Почему, говоря об образовании, мы по-прежнему говорим отдельно об учении и отдельно,  о воспитании? Разве обучая,  мы не воспитываем? А проводя интересное воспитательное мероприятие, мы разве ничему не учим?

Вопрос о приоритетности обучения и воспитания всегда  оставался актуальным.

( слайд4) Внеклассное мероприятие по английскому языку

(слайд 5) Неделя русского языка

Составляя план воспитательной работы, продумывая формы внеучебной деятельности, мы должны «решить задачу с двумя известными»:

( слайд 6)

подчинить внеучебную деятельность формированию ключевых компетенций, необходимых для становления личности самостоятельной и активной.

По утверждению многих руководителей, глав предприятий и организаций, сегодня им не важно, насколько прочны знания молодых специалистов, вчерашних школьников, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем их усваивают люди.

Им нужны специалисты, умеющие всю жизнь учиться, самосовершенствоваться и самореализовываться.

Т.е., это и есть  цель образования на современном этапе  (см. слайд)

Цель планируется реализовать через ряд задач:

— мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности;

— создать условия для освоения умений, к которым у учащихся уже есть предрасположенность;

— создать условия для развития коммуникативных навыков.

Отсюда Функции педагога(учителя, классного руководителя, организатора внеурочной деятельности) – создание необходимых условий для «само»:

Ребенок учит, развивает, воспитывает себя САМ!

Наша главная цель:

Реализация компетентностного подхода на уроке и во внеурочной деятельности.

Среди многих задач, стоящих перед школой, обозначены следующие:

Все многообразие форм воспитательной работы с учащимися можно разделить на  группы в зависимости от основной решаемой ими воспитательной задачи:

1) формы самоуправления школьной жизнью (собрания, часы классных руководителей, заседания Совета старшеклассников и др.);

2) познавательные формы (экскурсии, тематические декады,  предметные недели, конкурсы, кружки);

3) спортивные формы (соревнования, спартакиады, праздники);

4) развлекательные формы (утренники и вечера, «капустники», «классные посиделки» и т.п.)

Воспитательная работа класса строится на системе традиций, воплощающих основные устремления коллектива всесторонне помочь учащимся в нравственном становлении личности.

Традиции познавательной, спортивной и развлекательной  направленности:

Коллективные творческие дела.

( слайд 17- 27)

Формирование компетенций с помощью проектной деятельности

Одной из педагогических технологий, активно используемых специалистами в последнее время, является метод проектов. Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы.

1) отвечает современным требованиям времени,

2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,

3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,

4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,

Внеклассная работа   подразумевает включение в деятельность учащихся разных возрастов и социальных групп.

Основной принцип деятельности – демократичность и работа в сотрудничестве.

Совместная творческая деятельность создает благоприятные условия для формирования ключевых компетенций:

В результате формируются:

В качестве главной цели педагогической организации внеурочной жизнедеятельности класса следует рассматривать формирование ключевых компетенций учащихся. Соответственно, эта цель становится главной целью деятельности классного руководителя!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *